Построить график функции - Turbo Pascal (29368)
Формулировка задачи:
Построить график функции
Решение задачи: «Построить график функции»
textual
Листинг программы
uses graph;
function F(x:real):real;
var z,ac:real;
begin
if x<-0.1 then F:=2*x-3*sin(3*x)
else if x>=1.2 then F:=2*x-sin(x)/cos(x)+2
else
begin
z:=(x+1)/4;
if x=0 then ac:=0
else ac:=arctan((1-z*z)/z);
F:=2*x-ac;
end;
end;
var a,b,mx,my,max:real;
x:real;
x0,y0,i:integer;
s:string;
begin
x0:=0;
initgraph(x0,y0,'');{инициализация графического режима}
a:=-2;
b:=2;{интервал по Х}
x0:=getmaxX div 2;{начало координат по Х}
mx:=(x0-30)/b;{масштаб по Х}
y0:=getmaxY div 2;
my:=(y0-30)/20;
line(0,y0,getmaxX,y0);{оси}
line(x0,0,x0,getmaxY);
for i:=1 to 4 do{максимальное количество засечек в одну сторону}
begin
line(x0-3,y0-round(i*my*10),x0+3,y0-round(i*my*10));{засечки на оси У}
line(x0-3,y0+round(i*my*10),x0+3,y0+round(i*my*10));
{подпись оси У}
str(i*10,s);
outtextXY(x0-25,y0-round(i*my*10),s);{соответственно засечкам}
outtextXY(x0-30,y0+round(i*my*10),'-'+s);
line(x0+round(i*mx/2),y0-3,x0+round(i*mx/2),y0+3); {засечки на оси Х}
line(x0-round(i*mx/2),y0-3,x0-round(i*mx/2),y0+3);
{подпись оси Х}
str(i/2:0:1,s);
outtextXY(x0+round(i*mx/2)+5,y0+10,s);
outtextXY(x0-round(i*mx/2)+5,y0+10,'-'+s);
end;
{центр}
outtextXY(x0+5,y0+10,'0');
{подписи концов осей}
outtextXY(getmaxX-10,y0-10,'X');
outtextXY(x0+5,10, 'Y');
{график}
x:=a;
while x<=b do
begin
if abs(cos(x))>0.01 then putpixel(x0+round(x*mx),y0-round(F(x)*my),14);
x:=x+0.0001;
end;
{ассимптоты}
setcolor(10);
setlinestyle(1,0,1);
line(x0+round(-0.1*mx),0,x0+round(-0.1*mx),getmaxY);
line(x0+round(1.2*mx),0,x0+round(1.2*mx),getmaxY);
line(x0+round(pi/2*mx),0,x0+round(pi/2*mx),getmaxY);
readln
end.
Объяснение кода листинга программы
- В начале кода подключается библиотека graph, которая, вероятно, содержит функции для работы с графиками.
- Создается функция F(x), которая, вероятно, представляет собой функцию, график которой нужно построить. Внутри функции проверяются условия, при которых она возвращает значения. Если x меньше -0.1, то возвращается 2x - 3sin(3x). Если x больше или равно 1.2, то возвращается 2x - sin(x)/cos(x) + 2. В остальных случаях выполняется следующая последовательность действий:
- Вычисляется значение переменной z как (x+1)/4.
- Если x равно 0, то переменной ac присваивается значение 0. В противном случае, переменной ac присваивается значение арктангенса ((1-z*z)/z).
- Значение переменной F вычисляется как 2*x - ac.
- Создается переменная a, которая представляет собой значение интервала по Х.
- Создается переменная b, которая представляет собой значение интервала по Х.
- Вычисляется среднее значение x и y по оси Х и Y, и эти значения присваиваются переменным x0 и y0 соответственно.
- Инициализируется графический режим с помощью функции initgraph(x0, y0, ``).
- Вычисляется масштаб по оси Х для переменной mx.
- Вычисляется масштаб по оси Y для переменной my.
- Строятся линии и подписи осей по заданным координатам.
- Строятся засечки на оси У для каждого из 4 интервалов.
- Строятся засечки на оси Х для каждого из 4 интервалов.
- Строится центр оси Х.
- Строятся подписи концов осей.
- Строится график функции F(x) с помощью цикла while.
- Строятся асимптоты для оси Х.
- Конец программы.