Решить уравнение графически с заданной точностью - Free Pascal
Формулировка задачи:
Решить уравнение 2^х = 4х графически с точностью 0,1.
Решение задачи: «Решить уравнение графически с заданной точностью»
textual
Листинг программы
uses graph; function F1(x:real):real; begin F1:=exp(ln(2)*x); end; function F2(x:real):real; begin F2:=4*x; end; var a,b,mx,my:real; x,x1,x2:real; x0,y0,i,n:integer; k:array[1..2] of real;{корни} s,s1:string; begin x0:=0; initgraph(x0,y0,''); a:=-2; b:=5; x0:=round(-a*getmaxX/(b-a)); mx:=(x0-30)/-a; y0:=getmaxY div 2; my:=(y0-20)/32; line(0,y0,getmaxX,y0);{оси} line(x0,0,x0,getmaxY); for i:=1 to 5 do{максимальное количество засечек в одну сторону} begin line(x0-3,y0-round(i*my*10),x0+3,y0-round(i*my*10));{засечки на оси У} line(x0-3,y0+round(i*my*10),x0+3,y0+round(i*my*10)); {подпись оси У} str(i*10,s); settextstyle(0,0,1);{горизонтальный шрифт} outtextXY(x0-35,y0-round(i*my*10),s);{соответственно засечкам} outtextXY(x0-40,y0+round(i*my*10),'-'+s); line(x0+round(i*mx),y0-3,x0+round(i*mx),y0+3); {засечки на оси Х} line(x0-round(i*mx),y0-3,x0-round(i*mx),y0+3); {подпись оси Х} str(i,s); outtextXY(x0+round(i*mx)+5,y0+10,s); outtextXY(x0-round(i*mx)+5,y0+10,'-'+s); end; {центр} outtextXY(x0-15,y0+10,'0'); {подписи концов осей} outtextXY(getmaxX-10,y0-10,'X'); outtextXY(x0+5,10, 'Y'); {графики} x:=a; n:=0;; while x<=b do begin putpixel(x0+round(x*mx),y0-round(F1(x)*my),12); putpixel(x0+round(x*mx),y0-round(F2(x)*my),9); x:=x+0.001; if abs(F1(x)-F2(x))<0.001 then begin setcolor(10); setfillstyle(1,10); fillellipse(x0+round(x*mx),y0-round(F1(x)*my),3,3); n:=n+1; k[n]:=x; end; end; {название} setcolor(12); outtextXY(250,10,'y=2^x'); outtextXY(250,30,'y=4x'); outtextXY(250,50,'int.[-2;5]'); {корни} setcolor(10); str(k[1]:0:1,s); outtextXY(250,y0+100,'x1='+s); str(k[2]:0:1,s1); outtextXY(250,y0+130,'x2='+s1); readln end.
Объяснение кода листинга программы
- Объявлены функции F1 и F2, которые принимают аргумент типа real и возвращают результат типа real. Они используются для построения графиков функций.
- Объявлены переменные a, b, mx, my, x0, y0, i, n, k, s, s1, которые используются для представления осей координат, масштабирования, построения графика и подписей.
- Инициализируются переменные a, b, x0, y0, mx, my, используя константы, чтобы задать диапазон и масштаб для осей координат.
- Строятся оси координат с помощью функции line.
- Строятся засечки на оси Y с помощью функции line.
- Строятся подписи оси Y с помощью функции outtextXY.
- Строятся засечки на оси X с помощью функции line.
- Строятся подписи оси X с помощью функции outtextXY.
- Строятся точки на графике с помощью функции putpixel.
- Если разница между F1(x) и F2(x) меньше 0.001, то рисуется заполненная окружность с помощью функции fillellipse.
- Переменная n увеличивается на 1 для каждого корня, который был отмечен на графике.
- Переменная k[n] сохраняет значение корня.
- Строки, представляющие корни, выводятся с помощью функции outtextXY.
- Строка, представляющая название графика, выводится с помощью функции outtextXY.
- Программа ожидает ввода пользователя с помощью функции readln.
ИИ поможет Вам:
- решить любую задачу по программированию
- объяснить код
- расставить комментарии в коде
- и т.д